Меры, предупреждающие выход брака при закаточных операциях

Дефекты закатки и их устранение

Рис. 1. Предупреждение брака при закатке

В прошлой статье (ссылка) мы начали описание пороков закатки, которые могут быть выявлены внешним осмотром. Следующий порок — перевисающий или прорезанный закаточный шов в месте углошва (рис. 1, поз. 1).

Причиной получения такого шва может быть либо один из дефектов, названных выше, либо некачественная пропайка окончания продольного шва (капельные забросы или наплывы припоя в углошве). В последнем случае переналадкой закаточной машины дефект устранить невозможно, тару нужно рекламировать.

Выступы — внешние и внутренние (рис. 1, поз. 3). Как внешние так и внутренние выступы точно также могут быть вызваны дефектами производства консервной тары на баночном предприятии или же недостаточной дистанцией между закаточным роликом первой операции и верхним патроном. Устранение неисправности: либо обратиться с рекламацией к изготовителю банок, либо заново установить ролик.

Неравномерная толщина закаточного шва или повреждение поверхности крышек (при закатке цилиндрических банок). Дефекты такого рода объясняются слишком свободным или плохо подогнанным верхним патроном. Вместе с тем нельзя исключить и того, что шпиндель нижнего патрона развивает недостаточное давление или же слишком тяжело прокручивается закаточный ролик. Устранение неисправности: сменить верхний патрон, сделать так, чтобы закаточный ролик мог свободно проворачиваться, или повысить давление шпинделя нижнего патрона.

Сильная морщинистость, складки, зубцы и выступы (рис. 1, поз. 4). Причина: либо повреждение завитка крышки при транспортировке на консервное предприятие или отделении от стопки в закаточной машине, либо плохое исполнение завитка вообще. К дефекту могут также привести тяжело прокручивающиеся закаточные ролики. Устранение неисправности: отсортировать плохие крышки или заново отладить закаточные ролики, чтобы они свободно прокручивались.

При закатке фигурных банок указанные дефекты иногда возникают и в закруглениях. Если это происходит при малых радиусах и причиной дефекта не является слишком твердая жесть, причем даже изменение профиля рабочей части роликов первой операции не приводит к заметному улучшению, то не остается ничего другого, как предположить, что выход брака, по всей вероятности, вызван слишком большой шириной вытянутого поля крышки в местах закруглений. Иногда в таких случаях берут более толстый верхний патрон и дополнительно пытаются подгибать излишек материала закаточного поля. Однако эта мера крайне несовершенна и отнюдь не устраняет причин дефекта.

Ложный шов, когда при закатывании крышки ее фланец вообще не входит под фланец корпуса и тем самым образуется перекрытие шва (рис. 1, поз. 5). Такой брак преимущественно возникает при погнутом (придавленном) или грибообразном фланце корпуса. Вместе с тем брак подобного рода может возникать и по вине крышек с поврежденным завитком. Если корпуса или крышки деформируются не в закаточной машине, необходимо убедиться, что это не происходит при транспортировке с жестебаночного на консервное предприятие, и затем обратиться с рекламацией к изготовителю тары.

Недожатый шов (рис. 1, поз. 6). Слишком свободный (недожатый) шов может быть отнесен за счет завышенного расстояния между роликами второй операции и верхним патроном, а если закаточная машина имеет подпружиненные закаточные механизмы, то за счет их излишне свободной регулировки. Устранение неисправности: уменьшить зазор между роликами второй операции и верхним патроном, отрегулировать закаточные механизмы.

Слишком слабое обжатие непосредственно за углошвом или волнистый шов возникают почти исключительно при укупорке цилиндрических банок на быстроходных машинах (при условии, что причиной этого дефекта не является повышенная толщина продольного паянного шва). Перескакивание закаточных роликов объясняется характеристикой отжима их рычагов, обусловленной конструктивным исполнением машины, и очень высокой скоростью, с которой ролики обкатываются вокруг банок.

Единственная возможность устранить эту неисправность — снизить скорость закатки, поскольку уменьшение числа оборотов при неизменной производительности означало бы реконструкцию всех органов привода машины.


При написании статьи были использованы материалы доклада инженера Клауса Лёпера, руководителя проектного бюро фирмы LUBECA Maschinen und Anlagen GmbH, зачитанного на техническом симпозиуме в Ленинграде 3 марта 1981 г.